СТЕЛЛА |
Дата: Среда, 22.02.2012, 01:10 | Сообщение # 1 |
 Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 241
Статус: Offline |
. . Бодхисатва, бодхисаттва (санскр. bodhisattva, пали bodhisatta, букв. «существо, стремящееся к просветлению»), в буддийской мифологии человек (или какое-нибудь другое существо), который принял решение стать буддой. Побуждением к такому решению считают стремление выйти из бесконечности перерождений - сансары и спасти все живые существа от страданий. Концепции бодхисатв мифологий хинаяны и махаяны совпадают в общих чертах. Однако, по хинаяне, путь бодхисатвы прошли только бывшие будды (их число не превышает 24) и будда современной эпохи Шакьямуни, а также пройдёт будда будущего мирового порядка - Майтрея, все остальные люди могут достичь лишь состояния архата. Таким образом, число бодхисатв в хинаяне невелико, и путь бодхисатвы не считается универсальным. В махаяне путь бодхисатвы доступен для всех (поэтому махаяну называют и бодхисатваяной - колесницей бодхисатвы). Число бодхисатв в махаяне теоретически бесконечно, и они обитают не только в земном мире, но и в других мирах (число которых тоже приближается к бесконечности). Путь бодхисатвы начинается с «поднятия духа просветления» (бодхичиттотпада), после чего бодхисатва (обычно в присутствии какого-нибудь будды или другого бодхисатвы) даёт обеты спасти все живые существа от оков сансары. Используя на своём пути шесть парамит - духовных совершенств (щедрость, нравственность, терпеливость, мужественность, способность к созерцанию, мудрость), бодхисатва достигает «противоположного берега», т. е. нирваны.; с помощью парамит бодхисатва добивается высшего понимания и высшего сострадания ко всем живым существам, что и считается идеальным состоянием бодхисатвы. Поскольку будды после достижения полной нирваны уже не могут оказать помощь живым существам, то величайшие бодхисатвы (махасаттвы - «великие существа») предпочитают остаться в сансаре, подчиняясь добровольно законам кармы, пока все живые существа не спасены. Путь бодхисатв разделён на уровни (бхуми). В ранних махаянских сутрах этих уровней семь, но примерно с 3 в. н. э. их число увеличивается до десяти. Длительность пути бодхисатв равняется примерно трём «неисчислимым кальпам» (каждая - миллионы лет), причём в течение первой достигается только первый уровень, в течение второй - седьмой, а в течение третьей - десятый. На своём пути бодхисатва перерождается много раз, причём в облике не только человека, но и любого другого существа, находящегося в сансаре. бодхисатва десятого уровня может сам выбирать форму своего существования, он даже может одновременно иметь несколько воплощений. В пантеон махаяны в качестве бодхисатв включены реально существующие люди, которых впоследствии (а отчасти уже прижизненно) наделили мифологическими чертами. Среди них - индийские учителя и теоретики буддизма (Нагарджуна, Шантидева, Асанга и др.), основатели тибетских школ буддизма (Цзонкаба, Марпа и др.). Но главную роль в махаяне играют чисто мифологические бодхисатвы. Имена их встречаются уже в самых ранних махаянских сутрах. В «Садхар-мапундарике» упоминается 23 бодхисатвы, в «Вималакиртинирдеше» - более 50. В литературе махаяны часто приводится список из восьми бодхисатв: Самантабхадра, Ваджрапани, Авалокитешвара, Манджушри, Майтрея, Акашагарбха, Кшитигарбха, Сарваниваранавишкамбхин; к ним иногда прибавляют ещё двух - Махастхамапрапту и Трайлокявиджаю. В Индии наиболее популярными были Манджушри, Авалокитешвара, Махастхамапрапта и Майтрея, в Китае и в Японии - Авалокитешвара (Гуань-инь, Каннон) и Кшитигарбха (Дицзан-ван, Дзидзо), в Тибете и в Монголии - Авалокитешвара, Ваджрапани и Манджушри. Мифологические бодхисатвы принадлежат к определённым буддам (напр., Авалокитешвара выступает как эманация Амитабхи) и представляют собой активный аспект данного будды. В мифологии ваджраяны каждому из пяти дхьянибудд (см. в ст. Будда) соответствует определённый бодхисатва. Таким образом, мифологические бодхисатвы не обязательно прошли путь бодхисатв, иногда они скорее эманации будд. Из мифологических бодхисатв могут эманировать другие бодхисатвы и идамы (напр., Ямантака - из Манджушри). В Тибете высшие духовные иерархи считаются воплощениями мифологических бодхисатв (далай-лама и Кармапа считаются воплощениями Авалокитешвары).Добавлено (22.02.2012, 01:10) ---------------------------------------------
 |
|
| |
Odin |
Дата: Четверг, 23.02.2012, 03:52 | Сообщение # 2 |
 Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 61
Статус: Offline |
|
|
| |