Сибиряк |
Дата: Вторник, 25.09.2012, 16:14 | Сообщение # 1 |
 Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 246
Статус: Offline |
— Чалдон, варнак, поселенец, переселенец, боец… расчётливый, как американец, жестоко наказывающий за провинность и больше всех подающий нищим, — всё это сибирский народ, — считает историк, краевед Борис АНДЮСЕВ. Выживали сильные
— БОРИС Ермолаевич, бытует мнение, что в Сибири двести-триста лет назад жил особенный народ — сибир-ский. Чем он отличался от нынешнего?
— В становлении сибиряка сыграли роль несколько принципиальных факторов. Прежде всего, климат — зимний мороз, летняя жара, ведь перепад температур от -50 до +40! Климат требовал от человека сверхнапряжённого труда, выносливости, наличия закалки и именно сибирского здоровья. Слабые не выживали, приспосабливались только лучшие . Именно климат определил особенности быта, обустройства жилищ, характер питания, одежды сибиряков.
На втором месте — ландшафт. Все исследователи русского национального характера постоянно подчёркивали «ужасающее и пугающее влияние на человека бесконечных просторов России». И это при том, что «огромность» Европейской России к XVII-XVIII векам была относительна, заселение уже было довольно плотно. Для сознания российского крестьянина расстояние 100–200 вёрст считалось приличным. Для сибиряков, которые за 50 лет сделали бросок через море тайги до Тихого океана, напротив, оно казалось ничтожным. Недаром уже тогда за Уралом ходила пословица: «В Сибири 100 вёрст не крюк, а всё наша волость». Освоенная Сибирь изменила мироощущение русского сибиряка, сделала его поистине «космическим», глобальным.
— А как же сибирская предприимчивость?
— А это уже третий фактор. Сибиряк вёл самостоятельное хозяйство и сам пользовался результатами своего труда. Здесь не знали помещичьего землевладения и «вольная жизнь на вольной земле» позволили достичь высокого уровня жизни. Что сделал — твоё! А для себя работать не ленятся. Вы взгляните, в XIX веке в европейской части России средний земельный надел крестьянина — 5–7 десятин, в Сибири — 50–100! Сибирь перестала везти хлеб из европейской России в 1685 году. Там зажиточным, или кулаком, считался хозяин, имевший 3–5 лошадей, в Сибири богатство исчислялось от 7 лошадей, а 3 лошади — бедняк. Вот отсюда и пошло сибирское самосознание: «Мы не российские крестьяне-лапотники». Нигде так не подают нищим
— ПОЛУЧАЕТСЯ, в Сибири жили «нерусские»?
— Жили здесь русские, но ведущие иной образ жизни. Сибиряка, прежде всего, отличало щепетильное отношение к своей чести, достоинству и положенным правам. В 1887 году дело о незаконном лишении прав крестьянина Коробейникова дошло до Правительствующего сената! Сельский сход лишил его права голоса на три года. Крестьянин дошёл до Санкт-Петербурга и доказал, что «лишив права участвовать в общественных делах, ему нанесли оскорбление». Сенат приказал наказать виновных…
— Пока получается образ героев-покорителей…
— Не спешите с выводами. Гордые сибиряки при этом могли быть очень угодливыми. Путешественники отмечали: «Сибирское основное свойство — недоверчивость и осторожность, чтобы не даться в обман и, если можно, самому обмануть. Быть обманутым считается за стыд». Откупиться от зла, даже через унижение, не считалось зазорным. Именно в Сибири бытовал обычай вы-ставлять за ворота на ночь кринку молока с куском хлеба, а то и вывешивать одежду. Любой прохожий мог поесть, попить, приодеться, но с немым условием — «возьми и уходи». Если же прохожий (беглый) начинал «хулиганить»: резал скот, воровал запасы, ломал что-либо, то такого именовали варнаком и тут уже не церемонились. Собирались и ловили, в лучшем случае отпускали, хотя могли в назидание убить, а то и повесить на пути к деревне.
— Жуть какая, давайте лучше опять к «нерусским» чертам?
— Все без исключения путешественники отмечали схожесть сибиряков с… американцами. То же постоянное соперничество в ведении домохозяйства, землепашестве, в достижении уровня жизни, в повседневном поведении. Расчётливость и запасливость на годы вперёд. При этом есть и чёткое отличие от американцев: сибиряк обязан быть радушным и хлебосольным хозяином. Все отмечали, что нигде в России так не подают нищим, как в Сибири! Выродкам в общине делать нечего
— КАК же тогда весь этот индивидуализм согласовывался с общинным образом жизни?
— А это ещё один феномен Сибири. Старожильческая община или принимала людей, или отторгала их. В европейской России в крестьянской общине превалировало «мы», те же, которые предпочитали «я», перебирались в Сибирь! Здешняя община именовалась «обществом» и защищала своих членов от всего внешнего, будь то переселенцы, которые претендовали на землю, или государственная власть, которая пыталась судить не по обычаю, а по закону. Община уважала хозяина. Званием «бойца», то есть человека, платившего налоги и повинности в полном объёме, гордились! Фраза: «Я доможирничал, на прииски не ходил» сейчас многим непонятна, а на самом деле всё просто. Слово «жир» в словаре приенисейских сибиряков означало «довольство, богатство». Жировать — жить в довольстве, зажиточно. В данном случае «доможирничал» — приобретал высокие доходы своим хозяйством (домом) а не искал лёгких денег на приисках. Такого члена общество уважало. А человека, бросавшего общину и землю в Сибири, именовали выродком.
Община решала все вопросы без участия властей. Она наделяла землёй, но она же могла и лишить её. Причём поводом для этого могли стать такие отрицательные характеристики, как «не дельный человек», «кляузник на суседа», «не уважает общество». Правонарушений практически не было, всё решали миром. Больше того, иногда преступники требовали наказания по закону и жаловались на самоуправство в общине.
— Например?
— Из жалобы конца XIX века: «Мы, Василий Прилепов 20 лет и Григорий Аржанов 17 лет, в пьяном виде и по глупости обрезали хвосты у 14 лошадей крестьян нашей деревни Мойсеевой. Крестьяне собрали народ до 150 домохозяев, повесили нам на шеи отрезанный конский волос и повели нас с барабанным боем по всей деревне два раза туда и обратно, барабаня в вёдра, останавливаясь у каждого дома и издеваясь над нами, а вся громадная толпа гоготала. Наше посрамление и насмешки слишком обидны и оскорбительны, и это вместо отправления к приставу…» Вот что значит общественное порицание и стыд! Вот что значит община! ЛЕТОПИСЬ Богатство
Министр внутренних дел и выдающийся реформатор П.А. Столыпин писал: «Сибирское маслоделие даёт золота вдвое больше, чем вся сибирская золотопромышленность». О высоком качестве масла говорит донесение 1911 года русского консула в Штеттине: «Сибирское масло, ввозимое в Германию, в чистом виде до покупателя не доходит, а идёт на сдабривание местных германских масел или прибывает в «подправленном» виде из Голландии и Дании». Только в 1913 году за границу было продано более 4,4 млн. пудов сибирского масла, что составляло до 90% всего экспорта российского масла. Челобитная
Из челобитной 1653 года: «Царю государю и великому князю Алексею Михайловичу… бьют челом сироты твои… Красноярсково острога ссыльные людишки Федька Балакин, Олешко Косой, Иванище Старец да промышленный человек Васька Антонов. …Нам, государь, жить в Красноярском остроге немочно. Милостливый государь… пожалуй нас, своих сирот, в том деле вконец не погибнуть, вели, государь, нас… ис Красноярсково острогу выслать к Руси, к жёнишкам нашим…»
Михаил МАРКОВИXЧ. Взято с АИФ |
|
| |
СТЕЛЛА |
Дата: Вторник, 25.09.2012, 16:25 | Сообщение # 2 |
 Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 241
Статус: Offline |
А сейчас что изменилось? |
|
| |
Сибиряк |
Дата: Вторник, 25.09.2012, 16:43 | Сообщение # 3 |
 Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 246
Статус: Offline |
Quote (СТЕЛЛА) А сейчас что изменилось? Изменилось не в новом времени, а довольно давно, моего деда как кулака отправили дальше за Уват, был кулаком, имел выездные лошади в город, были наёмные рабочие, и так далее. А потом нам делали новую жизнь, и новое мировоззрение, хотя в данный момент, думаю один Дед Кулак, другой Коммунист и как у их детей всё срослось. А минтолитет, правила, старые не куда не делись. |
|
| |